Сергей Сергеевич Прокофьев биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Сергей Сергеевич  Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев - биография

Известный : Композитор, Дирижёр, Пианист

Страна: Россия, СССР

Категория: Музыка

Знак зодиака: Телец

Дата рождения: 23 Апреля 1891г.

Дата cмерти: 5 Марта 1953г.

Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.

Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году.

Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему.

Прокофьев Сергей Сергеевич

С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.

В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся на Родину вместе с женой-испанкой Линой Кодиной, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера, 1897—1989). Прокофьев с семьей — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.

С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи, через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была объявлена шпионкой и попала в сталинские лагеря — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Германии в 1989 году.

О Лине Прокофьевой (дочь каталонца Хуана Кодина и полупольки-полуфранцуженки Ольги Владиславовны Немысской-Верле, Olga Niemyska), первой жене С. С. Прокофьева, написана книга: Валентина Чемберджи. «XX век Лины Прокофьевой». Автор книги дала интервью «Радио Свобода»:

— 15 января был официально оформлен брак Сергея Прокофьева с Мирой Мендельсон, а 10-го февраля появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой.

— Через 10 дней после выхода постановления Лина Прокофьева была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима. Ее отправили в находящийся за полярным кругом посёлок Абезь близ Воркуты.

В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 года Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).

Сочинения

Оперы

Маддалена (1911; 2-я редакция 1913), Отрывок из оперы Маддалена

Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),

Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),

Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),

Семён Котко (1940, Москва),

Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград),

Война и мир (по Льву Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).

Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);



Балеты

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)

«Стальной скок» (1927, Париж)

«Блудный сын» (1929, там же)

На Днепре (1931, там же),

«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),

«Золушка» (1945, Москва)

«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)



Вокально-симфонические произведения

К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1937)

Александр Невский, кантата (1939)

Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)

Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)

На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)

«Гадкий утенок» для голоса и фортепиано (1914, ор.18)



Для оркестра

Симфония № 1

Симфония № 2

Симфония № 3

Симфония № 4

Симфония № 5

Симфония № 6

Симфония № 7

Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),

Симфоническая сказка Петя и волк (1936),

Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;



Инструментальные концерты

Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки)

Два концерта для скрипки (1917, 1935)

Концерт для виолончели (1938)

Симфония-концерт для виолончели (1952)

Концертино для виолончели с оркестром (1960)



Камерно-инструментальные ансамбли

Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)

Соната для скрипки соло

Соната для двух скрипок (1932)

Соната для виолончели и фортепиано

Соната для флейты

Два струнных квартета



Произведения для фортепиано

Соната № 1 фа минор — ор.1 (1907—1909)

4 этюда для фортепиано — ор.2 (1909)

4 пьесы для фортепиано — ор.3 (1907—1908)

4 пьесы для фортепиано — ор.4 (1908)

Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (1911—1912)

Токката Ре-минор — ор.11 (1912)

10 пьес для фортепиано — ор.12 (1906—1913)

Соната № 2 ре минор — ор.14 (1912)

Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (1912—1913)

«Сарказмы» — ор.17 (1912—1914)

«Мимолётности» — ор.22 (1915—1917)

Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (1917—1921)

Соната № 3 ля минор — ор.28 (1907—1917)

Соната № 4 до минор — ор.29 (1908—1917)

«Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)

4 пьесы для фортепиано — ор.32 (1918)

Соната № 5 до мажор — ор.38 (1923)

Дивертисмент — ор.43b (1938)

6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (1930—1931)

Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 (1931)

2 сонатины для фортепиано — ор.54 (1931—1932)

Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 (1931)

3 пьесы для фортепиано — ор.59 (1933—1934)

«Музыка для детей» — ор.65 (1935)

«Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 (1937)

Соната № 6 ля мажор — ор.82 (1939—1940)

Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (1939—1942)

Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (1939—1944)

3 пьесы для фортепиано — ор.96 (1941—1942)

«Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)

«Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)

Соната № 9 до мажор — ор.103 (1939—1944)

 

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1943) — за 7-ю сонату

Сталинская премия первой степени (1946) — за 5-ю симфонию и 8-ю сонату

Сталинская премия первой степени (1946) — за музыку к кинофильму «Иван Грозный» (1944, 1-я серия)

Сталинская премия первой степени (1946) — за балет «Золушка» (1944)

Сталинская премия первой степени (1947) — за сонату для скрипки и фортепиано

Сталинская премия второй степени (1951) — за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костёр» и ораторию «На страже мира» на стихи С. Я. Маршака

Ленинская премия (1957) (посмертно)

народный артист РСФСР (1947)

Вам также будут интересны:

Сергей Сергеевич Прокофьев - цитаты

Вступительный экзамен прошёл довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошёл, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.
Шахматные законы существуют для того, чтобы их нарушали.
Шахматы — это борьба, главным образом со своими ошибками.
Шахматы для меня — это особый мир, мир борьбы планов и страстей.

Количество просмотров: 10193

© 2012-2016 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.